Вступил в силу КАС РФ

Пятнадцатого сентября вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Документом введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений (обжалование действий и бездействия госорганов, их должностных лиц, нормативных актов).

Главная цель, которая декларировалась при разработке КАС РФ  – обеспечить равенство в административном процессе граждан и госорганов. Несмотря на то, что кодекс примерно на 70% содержит нормы, которые уже присутствуют в российском законодательстве, в нем есть и ряд совершенно новых положений.

В соответствии с новым кодексом, административные дела теперь смогут рассматривать только Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, кроме мировых, в соответствии с правилами подсудности (ст. 17-27 КАС РФ). Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 1 КАС РФ).

Сюда включаются  следующие категории дел:

- об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих;

- об оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных публичными полномочиями, в том числе СРО;

- о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (например, налогов);

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (далее –   избирательные права);

- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (по делам судов общей юрисдикции);

- о приостановлении деятельности, ликвидации, запрете общественных объединений, НКО, исключении сведений о них из государственного реестра, о прекращении деятельности СМИ;

- о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания в таком учреждении;

- о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке и ряд других.

При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам в соответствии с гл. 23-28.2 АПК РФ.

Для лиц, которые могут быть представителями в суде, установлено дополнительное требование - наличие у них высшего юридического образования. Как и прежде, в настоящее время такого условия нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ.

Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе вести дела только через представителей.

Если гражданин - административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов. В случае, когда данное требование не соблюдено, суд оставляет заявление без движения.

По сути, большинство дел об оспаривании нормативных актов граждане без высшего юридического образования теперь обязаны вести через представителей.

В сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ КАС по-иному регулирует в частности следующие вопросы:

- председатель суда теперь вправе вынести определение об ускорении рассмотрения дела не только по заявлению заинтересованных лиц, но и по своей инициативе (ч.6 ст.10);

- появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65), как в арбитражном процессе;

- урегулирован порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42);

- появились новые меры процессуального принуждения, то есть реагирование суда на нарушение участниками процесса порядка проведения  судебного заседания: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118), если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Марина Черкасова,

главный специалист юридического отдела

Последние новости в рубрике: